18.09.2016 | Guitar master class by Linde in St. Petersburg - report (in russian) |
11 сентября в северной столице нашей родины состоялось крутое мероприятие от организаторов Backstage Secrets - гитарный мастер-класс лучшего гитариста Финляндии Микко Линдстрема aka Linde aka Daniel Lioneye. К сожалению, никто из saintscream не смог побывать там ни реально, ни виртуально (а была онлайн-трансляция, и возможно, будет запись!). Но к счастью, свои люди у нас везде, и сегодня мы рады предоставить мега-информативный и интересный отчет от Марии Чеховой, сдобренный некоторым количеством фотографий с места событий.
Данный отчёт написан не профессиональным гитаристом, а почитателем музыки HIM и поклонником таланта Линде. Более подробно о технических аспектах и профессиональном взгляде на аппаратуру Линде Вы вскоре сможете узнать, посмотрев весь мастер-класс в записи, которая будет предоставлена группой BackstageSecrets.
Музыка HIM многих не оставляет равнодушными. За ощущением полного погружения в атмосферу чувств и планирования на волнах lovemetal стоит высококачественная техника, многочасовая настройка аппаратуры, и, конечно, профессионализм музыкантов. Своим уникальным звучанием группа обязана не только обворожительным вокалом Вилле Вало, но и главным движением музыки – гитаре. Сегодня мы отойдём от катарсиса и заглянем на импровизированный бэкстейдж, где единственный и бессменный гитарист HIM и фронтмен DanielLioneye – Линде Линдстрём расскажет и покажет всё, что ему известно о безупречной игре на гитаре.
В светлой и оборудованной студии собралось около 25-ти человек. Линде вышел в сопровождении своего техника и переводчика от BackstageSecrets. Мастер-класс начался с показательного выступления. Киммо, техник Линде (тот самый, недавно написавший книгу о туре Daniel Lioneye 2011 года - прим. SaintScream), объявил, что сейчас гитарист исполнит гитарные партии со своего нового альбома. Фонограммой зазвучала песня, и Линде начал играть. Звук был очень хороший, гитара звучала очень живо, и я впервые так близко смогла разглядеть танец его пальцев на гитарном грифе. Это было завораживающе! После исполнения песни спросили, кто из присутствующих играет на гитаре. Линде приятно улыбнулся, когда руку подняли почти все. Говорить начал Киммо, техник Линде. Он представился и сказал: «Так как Линде не очень любит говорить, читать лекцию вам в основном буду я». Многие иронично заулыбались. Значит, не одна я задавалась вопросом, как Линде сможет говорить почти 4 часа))) Такого с ним не случалось, наверное, всю его жизнь! Так что Киммо начал рассказ с того, как, собственно, всё начиналось.
Путешествие в историю началось с первого ЕР группы HIM (666 Ways to Love. Prologue). Во время записи этой пластинки в составе HIM значились два гитариста. Но вскоре, по известной многим легенде, от второго пришлось отказаться в связи с его проблемами с алкоголем. Но звучание двух гитар было основной идеей в HIM. Киммо говорил о группах, в которых играют два гитариста. Две гитары как бы комбинируют звук, создавая объёмное звучание , «дном» которого является бас. Но для создания этого эффекта вполне достаточно и одной гитары, подключённой к педали для баса. Киммо подробно рассказал о технических аспектах этого приёма и изобразил схематично, как что к чему подключается и каким образом исходит двойной звук. Получается, один гитарист работает на двух частотах. Большую роль в этом играет любимая педаль для баса Линде Wah-Wah (в народе «квакушка»). С помощью неё Линде и создаёт переход от одной частоты к другой, создавая эффект «двойного» звучания. На сегодняшний день эта практика освоена и всем доступна, но в своё время HIM были пионерами в этом направлении. Под чутким руководством Хиили Хилесмаа и команды опытных техников, HIM воплотили идею своего звучания. О Хиили очень много было разговоров. И Линде, и Киммо с большим уважением отзывались о нём. Они говорили о нём и как о хорошем друге и продюсере. Идеи Вилле и профессионализм Хиили, собственно, и создали HIM.
Так пришло время первого альбома. Киммо рассказал, что главной целью было получить одно большое и громкое звучание, чтобы не было понятно, где гитара, а где бас. Для создания шума тогда пытались использовать бустеры, чтобы звучание гитар и баса был громче и «наружнее». Но при неправильном их использовании гитарист может попросту себя не слышать. Тогда Линде и Миге решили эту проблему с помощью ламповых усилителей для гитар. Киммо снова с помощью схемы разъяснил, как это работает, нарисовав цепочку с ламповым усилителем, транзистором и кабинетом. Имея недостаточный опыт в познании этих деталей, я не берусь описывать этот процесс. Но стоит отметить, что Киимо очень чётко и подробно останавливался на всех технических моментах. Его объяснения были ясны и для профи, и для тех, кто с гитарной техникой не то что на «Вы», на «Дратути)))». Так, Greatest Lovesongs vol. 666 (GLS) стал первым большим опытом всех музыкантов и Линде в том числе. Идущий вразрез со звучанием всех остальных альбомов, GLS лично у меня вызывал много вопросов. Уместив все свои мысли в одно предложение, я спросила о том, что повлияло на столь отличительное звучание: совершенствование игры музыкантов, или звукозаписывающая компания вставила своё слово? На этот вопрос Линде ответил однозначно: решение о том, чтобы HIM звучали более попсово, принял Вилле (!), ну а группа демократично согласилась со своим диктатором. Лейбл же наоборот настаивал, чтобы HIM продолжали играть андеграунд. Но всё, что ни делается, всё к лучшему. Каждый альбом HIM, как выразился Линде, уникален, а каждая песня неповторима.
Одна из таких Our Diabolical Rapture (ODR).Когда затронули процесс записи этой песни, речь шла о замедлении звучания инструментов. Так, для ODR гитара была записана в более быстром темпе. Позже при микшировании темп понизили, создавая дополнительный бас. На вопрос, почему HIM перестали исполнять её во время своих живых выступлений, Линде ответил, что это слишком сложный технический процесс. Киммо пояснил, что с каждым новым альбомом, собираясь в тур, группа решает как будет звучать. За этим стоит выбор инструментов, которые необходимо взять обязательно в двух экземплярах. На случай, если что-то случится с первым, его заменит второй инструмент. С нынешним тарифом на перевозки особенных грузов, группа берёт минимум необходимых инструментов. ODR настолько особенная, что была записана на студийных инструментах, её по-особому микшировали и исполняли на специально настроенной под эту песню гитаре. Чтобы исполнить её в тон звучания всех песен тура, необходимо перенастраивать гитару, что в случае с HIM не представляется возможным. Именно поэтому ODR с конца 2000-го года никогда не исполнялась в живую и группа попросту перешла на другое звучание.
Далее зрители начали задавать вопросы Киммо и Линде, касающиеся этой темы. Здесь можно было обратить внимание, как изменилось поведение Линде. На протяжении первых двух часов он чувствовал себя очень неуютно. После репетиции, настройки гитары и первого проигрыша риффов песни с его нового альбома, он заметно нервничал: то и дело поправлял шнурки, пил много воды, ему стало жарко… И он, как мне показалось, боялся смотреть в зал. Но как только пошли вопросы, и рассказ начал сопровождаться показательными выступлениями (Линде играл несколько аккордов, показывая звучание гитары с использованием той или иной примочки, о которой задавали вопрос, а потом без них), Линде расслабился и начал охотно отвечать на них, отшучиваясь и остря. Моему умилению не было предела! Голос у него будто заспанный. Мне кажется, это от того, что он им очень редко пользуется XD. Иногда было очень трудно разобрать, что он говорит. Но ближе к перерыву, Линде начал получать удовольствие от происходящего. Кстати, шуточки у него на те же темы, как и у Вилле: похмелье, бурная юность и какая «весёлая» гастрольная жизнь. А потом и вовсе в ответе на вопрос о каверах Линде вспомнил свою бывшую (Санну Джун, которую они в своё время не поделили с Вилле). Девушка при записи песни Don`t fear the reaper почти не попадала в ноты. Тема Санны не стала единственной в разделе «мои бывшие». Смельчак из зрительного зада задал вопрос, касательно обмена опытом Линде с Тони Айоми (Линде одно время встречался с его дочерью – Тони Мари Айоми). Переводчик опустил этот вопрос, спрашивая только о его кумирах. Одним из них являлся финский музыкант (имя не запомнила), скоропостижно скончавшийся в 1994 году. Линде до сих пор слушает его музыку и восхищается его игрой. Из новых музыкантов Линде не смог назвать ни одного имени. Он сказал,что живёт в глухой деревне, слушает Радио Суоми и не интересуется подобными вещами. А, хотя, по сути и должен. Перед удалением на передышку, он снова сыграл гитарные партии очередной песни со своего сольного альбома.
После перерыва, Линде исполнил гитарные партии песни HIM Rip out the wings of the butterfly, и разговор зашел о студийной записи. Выяснилось, что для одной песни HIM записывается около 10-ти риффов. Самый подходящий выбирается путём голосования. Тут резко вспоминаем, что фронтмен у нас «справедливый диктатор». Осмелюсь предположить, что голосование это весьма условно (очень напоминает государственные выборы))). В конце концов, слово Вилле, касательно музыки HIM, решающее. Киммо сказал, что Вилле – единственный человек на студии, кто ТОЧНО знает, как должна звучать песня. Поэтому к нему необходимо максимально прислушиваться. Работа на студии похожа на своеобразный оркестр, рассказывает Киммо. Вилле продюсирует, то есть руководит процессом, как дирижёр. Музыканты почти беспрерывно играют, а техники, как суфлёры, работают над звуком. Это делается для того, чтобы не потерять «красоту момента», как выразился Киммо. Музыканту проблематично выходить из комнаты в комнату, чтобы переподключить тот или иной усилитель. Над этим работает техник. Что касается работы Вилле, его личным ассистентом является его младший брат Йессе. Об этом сказал Линде. Вообще, говоря о работе с Вилле, Киммо и Линде чуть ли не вздрагивали, произнося его имя. Даже здесь они полностью отдают себе отчёт, что HIM – целиком и полностью детище Вилле Вало. В отличие от Daniel Lioneye, где парадом правит Линде. Там музыканты выражаются, как хотят. Они полностью принадлежат себе. Выйдя из-под прессинга Вало, они записывают СВОЮ музыку и накладывают её на СВОИ тексты. Это не значит, что HIM хуже или лучше. Всего лишь разносторонние проекты, позволяющие раскрыться музыкантам со всех своих сторон. Здесь мне вспомнился вопрос одной из зрительниц мастер-класса о том, что Линде имеет множество личностей. Его имя по паспорту Микко Линдстрём, в группе HIM его зовут Линде, для своего сольного проекта он Daniel Lioneye. Так кто же он настоящий? Я считаю, пусть ответ на этот вопрос останется за слушателем.
Тем не менее, именно на примере записи песни HIM, Киммо разъяснил, что такое «черновая песня». Если процесс микширования ещё можно себе представить, как импровизацию, то создание черновой песни – настоящий ритуал. Киммо вспомнил The Beatles. Он рассказал, что Пол Маккартни как-то выстроил свою цепочку записи песни: сначала записываются ударные, потом гитара, затем вокал, а последним идёт бас. Маккартни считал, что бас должен быть ориентирован на звучание его голоса. «Но так как Вилле ненавидит Битлз, HIM записывают сначала бас, а после вокал» - сказал Киммо. И никакого цифрового звучания – только «живые» инструменты. Исключение составляет только драмм-машина, и то в отдельных случаях. Вилле против вмешательства в свою музыку цифровых элементов, однако он сетует на то, что в те годы, когда HIM только начинали, не было столь прогрессивной аппаратуры, позволяющей создать чистый и нужный звук.
К слову о чистом звуке, Линде спросили об этом. Он с лёгкостью продемонстрировал, как звучит его гитара без бустеров и педалей. Такой звук они использовали при записи альбома Screamworks и на протяжении всего тура в 2010-м году.
Так, мастер-класс приблизился к вопросам от зрителей и онлайн наблюдателей. Все вопросы, касательно примочек, которые Линде использует в настройке гитары, я опущу. Я попросту не запомнила названия, а то, что записала, не могу разобрать XD. Но наиболее интересные вопросы - ответы я раскрою.
Касательно положения пальцев руки на грифе. Этот вопрос задавали на мастер-классе в Финляндии. Линде ответил, что использует три пальца, а мизинец у него «на каникулах». Теперь резко проникнитесь, КАК он создаёт все те риффы, которые вы знаете, исключительно с помощью трёх пальцев! Так же для игры Линде использует медиатор на 1мм. Для разнообразия звучания, он как-то пробовал и другие: иной формы, текстуры и толщины. Но всё же отдаёт предпочтение миллиметровым. На семиструнных гитарах Линде не играет, потому что… догадайтесь! Много струн – верно XD!
Был интересный вопрос об игре на не подключённой гитаре. Киммо сказал, что всё мастерство гитариста сводится к тому, как он может высекать звук из не подключённой гитары. Линде, естественно, сыграл пару аккордов. Киммо обратил внимание на то, какой громкий звук получает Линде, и насколько чётко различимы ноты. В завершении Линде сказал, что вы можете освоить 1000 разных техник, но толка от вас, как от гитариста не будет. Вы всегда должны слушать только своё сердце, и только тогда вы найдёте тот самый провод, соединяющий вас и инструмент. И тогда вы сможете вкладывать душу в игру.
Вопросы, касательно Helldone, а так же приезда Daniel Lioneye в Россию задавались тоже. Не хочется брать на себя бремя разносчика плохих вестей, но со слов Линде, HIM собираются вместе только в следующем году. Информации о новом альбоме и предстоящем новогоднем фестивале у него нет. Ну а приезд его группы в Россию зависит только от организации принимающей страны. Они любят Россию и всегда рады посетить нашу страну!
На этой прекрасной ноте, ведущие поблагодарили всех присутствующих! Действо закончилось общей фотосессией. Линде был в прекрасном расположении духа, очень тискательный и приятный!
А в завершение этой отличной статьи приведем еще несколько фотографий с мероприятия, взятых из контакт-группы Backstage Secrets:
Вот еще пара классных фоток, просто на фоне питерских красот (из facebook-группы Backstage Secrets):