06.09.2016 | Starfacts - HIM: часть 3 (перевод) |
“Greatest Lovesongs Vol. 666” в августе 1997 изначально поступил только в магазины Финляндии, а уже оттуда целенаправленно взобрался к золотому статусу. Неожиданно все случилось именно так, как и всегда хотелось. И обоим финским изданиям синглов “When Love and Death Embrace” и “Your Sweet 666” удалось попасть в Top Ten, и, собственно говоря, интерес остальной Европы стал всего лишь вопросом времени.
Рок-музыка, в первую очередь – живая музыка, и поэтому они играли как можно больше концертов, как и в новогоднюю ночь 1997 года. Гиг в хельсинкском клубе Lepakko должен был стать расслабленной вечеринкой, но на которой, однако, состоялась встреча, имевшая решающее значение для будущего группы.
Вилле: “Это был потрясающий год. Дебютный альбом был выпущен, мы отыграли много концертов и были в праздничном настроении. Мы просто радовались, что альбом так хорошо принимают. Ну да, и отыграть концерт в новогоднюю ночь тоже было забавным, ведь каждый был в праздничном настроении. В музыкальном плане он может и не был столь хорош, ведь мы все были довольно пьяны. Но среди зрителей была промоутер, и она посчитала нас классными! Нам показалось классным то, что она захотела пригласить нас в Германию. Вообще-то, мы не могли в это поверить, хотя, собственно, это было тем, чего мы хотели: в конце концов, хоть раз выступить где-нибудь, но не в Финляндии”.
Совсем без контактов этого бы, конечно, не произошло, и если они хотели поехать за границу, то должны были завязать контакты с теми, чьи связи выходили за пределы Финляндии. И действительно: после этого концерта в клубе Lepakko последовали некоторые судьбоносные встречи, круг знакомств медленно расширялся.
Силке “Promotion-Lady” вспоминает: “В то время я была менеджером довольно многих финских групп, например, Waltari, и это уже с начала 90-х годов. В связи с этим я постоянно была в поездках по Финляндии и благодаря этому знала сцену Хельсинки. Там концентрировалось всё, и я знала многих музыкантов, среди них также некоторых из HIM, хотя тогда состав группы и был другим, до этого момента я знала Вилле только внешне, но я помню, что как-то давно он всунул мне в руки демо-запись. Тогда они еще назывались His Infernal Majesty, я прослушала запись, но сначала посчитала ее не очень интересной, пока не дошла до “Wicked Game”. Позже песня была еще раз записана в другой версии. В любом случае, тогда я была недостаточно оперативна, но после слышала от пары друзей, что His Infernal Majesty подписали контракт с BMG Finnland. Да, а потом был Сильвестер 1997, и я пошла в клуб Lepakko, который на немецком означает “летучая мышь”, чтобы стать свидетелем этого концерта. Они вышли на сцену, играли и я подумала: Вау! После этого я сразу озаботилась альбомом группы в Финляндии и встретилась с Вилле двумя днями позже, чтобы проверить, сможем ли мы работать вместе. Группа была абсолютно подавлена, т.к. прежде они ни разу не выезжали за пределы Финляндии”.
Возможная перспектива выступить теперь за пределами Финляндии благодаря этому знакомству была заманчива, HIM должны были после подписания контракта с BMG все больше и больше уделять внимание контрактам – области, в которой они совсем не ориентировались, и потому срочно нуждались в профессиональной поддержке. По воле случая подходящий человек для этой работы был совсем рядом: Сеппо Вестеринен.
Менеджер Сеппо и промоутер “Mutti” Силке обнимаются
Без преувеличения его можно описать как менеджера-легенду, ведь он уже в 80-х направил слиз-рокеров Hanoi Rocks на замечательный путь успеха в США. После трагического несчастного случая, приведшего к распаду группы, он хотел полностью отстраниться от музыкального бизнеса, и Сеппо Вестеринен снова очень усиленно посвятил себя своей второй страсти – экзотическим цветам. Но все-таки он не смог полностью расстаться со сценой Хельсинки. Поэтому, он должен был рано или поздно тоже обратить внимание на HIM, и это как раз и произошло. Контакт прошел через букинг-агентство, организовавшее концерты для группы, и с тех пор он заботился о формальных делах, чтобы обеспечить тылы группы и позволить ей заниматься только музыкой.
До того, как “Greatest Lovesongs Vol. 666” мог появиться и в Центральной Европе, в начале должен был быть найден партнер, который бы выпустил альбом. В Финляндии, как группа, они достигли почти всего, золотая пластинка “Greatest Lovesongs Vol. 666” и два сингла в Топ 10 были хорошими предпосылками.
Силке: “Я просто разузнала у лейблов GUN/Supersonic, которые работают вместе с BMG. Контакт уже существовал, т.к. я уже работала для них, и все идеально сошлось. Ответственные лица приехали в Финляндию, потому что я им рассказала, что я увидела живую реинкарнацию Джима Моррисона. С тех пор Вилле меня за это ненавидит, но в тот момент мне в голову не пришло ничего более подходящего, и вот таким образом я пришла к такому сравнению. После этого все пошло действительно быстро, т.к. это было делом внутри самой BMG, которой нужно было просто лицензировать альбом для немецкого рынка. Это означало, что они получили права на выпуск, и мы начали делать группу знаменитой”.
5. ДВА ШАГА К СЕБЕ
His Infernal Majesty сделали еще один важный шаг к увеличению количества слушателей, и неожиданно длинное название группы оказалось помехой. В США уже существовала группа с таким же названием, и это не согласовывалось с мыслью сотворить что-то неповторимое. Вилле, Миже и Линде поэтому раздумывали, как они могут переименовать их детище. Что-нибудь покороче было бы неплохо, так что, сначала они решили назваться H.I.M. и, в конце концов, коротко и прямо: HIM.
“Greatest Lovesongs Vol. 666”, наконец, вышли на немецкий рынок, и GUN помимо того выпустила первым синглом “Wicked Game”, которая помимо альбомных треков “For You” и “Our Diabolical Rapture” представляла также две версии заглавных песен. Реакция на альбом со стороны прессы была в большинстве своем превосходной, а особенно комбинация голоса Вилле, сладко-горьких мелодий и жестких гитарных риффов оказали свое влияние. Мнения оставались неизменными и единодушно говорили о “харизматичном новичке” или “апокалиптический, закрученный, подробный, мрачный, занимательный и мощный” – для дебютного альбома нельзя и желать лучших утверждений, и поэтому HIM должны были смириться со стремительным взлетом от 0 до 100 на немецком рынке. Их ждало много работы.
29.08.1998 они играли на фестивале “Summer Horizon” в Гельзенкирхене в качестве поддержки для Sisters of Mercy:
12.09.1998 на фестивале “Crossing All Over” в Бохуме, и в предстоящем туре их ожидали еще выступления. Группа внезапно стала постоянно находиться в разъездах с огромным резонансом. До того времени развлечения "из Финляндии" были в этой стране скорее исключением; можно было думать о многих клише: водка, заснеженная страна на дальнем Севере, Аки Каурисмяки, Leningrad Cowboys. Да, это знали – но в остальном? Если вначале HIM еще и имели такой экзотический бонус, то потом они смогли его быстро заменить доказательствами своих настоящих качеств, а первой дегустацией здесь был их дебютный альбом.
Один современник с циничными наклонностями однажды сказал, что название HIM напоминает ему о мужском журнале, похоже на “Lui” (прим. пер. - французский мужской журнал), но быстро стало очевидно, на кого они произвели наисильнейшее впечатление: женский пол. Кто знает, что бы произошло, если бы Линде и Миже несколькими годами раньше так яростно не настояли на том, чтобы подтолкнуть Вилле к микрофону? В любом случае он блестяще выполнял свою работу, хотя по первости довольно долго не мог преодолеть определенную застенчивость и неуверенность на сцене. Может быть, его привлекательная внешность стала тем, что сделало его новым типом фронтменов и рекламной вывеской группы.
Название “Greatest Lovesongs Vol. 666” сбивает с толку многих, но у HIM, конечно, были свои причины.
“Greatest Lovesongs” в прямом смысле этих слов я посчитал наиболее скучной вещью, которую я только мог себе представить ”, - объясняет Вилле, - “поэтому мы добавили “Vol. 666”, чтобы чётче показать наши истинные намерения: наши песни имеют дело с любовью, но мы больше посвящаем себя ее темной стороне, и это для меня тоже важно”.
Это и вправду было определенной иронией, но хорошо иллюстрирующей тесную связь любви и ее мрачных сторон, которые проявляются в тексте. Всего лишь маленький, художественный аспект, но константа для HIM.
Когда задаешь музыканту вопрос о любимой песне собственного сочинения, можно, собственно, получить только один ответ: все – и у Вилле готово хорошее сравнение, почему иначе и быть не может: “Конечно, все из них. Нельзя выбрать единственную, иначе будет так, как если бы у кого-то было много детей, и нужно было бы назвать любимым кого-то одного! Так не получится, и, поэтому, все мои песни также и мои любимые. Что касается “Greatest Lovesongs”, то я скажу, что больше всего – “When Love and Death Embrace”, но и это только из совсем практических соображений, так как это была наша первая песня, попавшая в Top Ten”.
“When Love and Death Embrace” появилась в виде сингла, содержащего четыре версии песни, через полгода после выхода альбома, 01.03.1999. И к этому синглу также был снят клип, второй после “Wicked Game”, в котором группа демонстрирует насыщенный готический сюжет.
Даже если аранжировки HIM оставляют после себя в целом очень грубоватое, роковое впечатление, то растворенное в них пение Вилле совсем не соответствует общепринятым критериям и отправляет слушателей на поиски новых определений. Последствия, с которыми группа оседает на сцене и музыкально, и концептуально, просты: После девятой песни в “Greatest Lovesongs” можно услышать, если оставить диск на достаточно долгое время в плеере, еще один скрытый трэк под номером 66, который придает альбому время проигрывания в 66 минут и 6 секунд. HIM нашли для себя, как для группы, целостную концепцию, которую они без компромиссов могут реализовать.
Группа соответствует готическим клише, но, благодаря неожиданным ответам, снова и снова ускользает от той роли, в которой журналисты с удовольствием хотели бы их видеть. Поэтому и на сцене к ним приковано внимание – они ни музыкально, ни визуально не хотят себя ограничивать и всегда подчеркивают, что это не является единственным смыслом группы. Особенно отчетливо это должно было проявиться в их втором альбоме.
Вилле: “Если называть нас чистой готической группой, можно забыть об элементах метала, которые очень важны для нас в нашей музыке. Иногда мы используем поп-элементы, поэтому мы ни коем случае не являемся чисто готической группой, хотя мне и нравятся некоторые группы этой сцены. Это комбинация различных стилей”.
Раздражение? Слегка раздраженные слушатели в любом случае лучше, чем слегка заскучавшие, а несдержанная реакция, которую собрал первый альбом, показывает, что это было больше, чем просто хороший дебют. К концу года HIM могли принять себе во внимание и отпраздновать на их Родине премию «Начинающий исполнитель года» 1998, когда им вручили “Emma Award”, финскую Эмми (на самом деле премию ребята получили в январе 1998 - прим. Альманаха).
“Greatest Lovesongs” раскупался безудержно и так же сильно влек публику на концерты, которые HIM давали в своем первом немецком туре в ноябре-декабре 1998. Они наслаждались временем и многими новыми местами, через которые они проезжали, но клавишнику Антто Меласниеми шум и суета показались слишком сильными. Он решил покинуть группу. HIM в качестве замены смогли довольно быстро найти Юску Салминена.
До тех пор он практически не наблюдался среди участников других коллективов, но хорошо подошел группе. Во время зимы 1998/99 он включился в работу в команде и над программой, и играл под именем Золтан Плуто уже во втором туре, который HIM провели с марта по апрель.
Когда в апреле 1999 и этот тур, наконец, подходил к завершению, внутри группы вновь стало чувствоваться напряжение, и даже если в начале они не могли его правильно понять, но все же это напряжение заметили все. Они только-только стали сыгранной командой – что, собственно, случилось? Может быть, суматоха тура и множество встреч и интервью были только спусковым крючком, может быть, Патка вдохновился примером Антто? В любом случае, и он тоже покинул группу, и Вилле, Миже, Линде и новый клавишник Золтан вновь были в поиске, на этот раз ударника.
Вилле: “В связи с успехами, которые мы смогли продемонстрировать на нашей Родине, на нас возложили огромные надежды, с которыми мы как-то должны были справиться. В целом, для нас это была нелегкая ситуация. Но, к сожалению, узнать о том, действует ли группа как одно целое, можно только в экстремальных ситуация, как, например, в туре. Подруга Патки забеременела, и он решил покинуть группу. Наш клавишник Антто работал на разных работах и играл в трёх группах, так что в долгосрочной перспективе он все равно не мог продолжать работать с нами. Так что проблема была не в межличностных отношениях в группе, но мы вдруг лицом к лицу оказались перед конкретной проблемой – найти нового ударника”, вспоминает Вилле. Миже добавляет: “Каждому нужно определенное время, чтобы понять, чем он действительно хочет заниматься в жизни. И когда это понимаешь, нужно решаться”.
6. КОНЕЦ ВРЕМЕН, НАЧАЛО ВРЕМЕН
После того, как уход Патки стал очевиден, Вилле, Миже и Линде в своем родном городе Хельсинки сразу же начали наводить справки о музыканте, который мог бы занять его место, и рыскали по своим охотничьим угодьям в поисках свободнобегающих клавишников и ударников. Поиск в дикой природе, по клубам и репетиционным вначале ничего не принес, но Вилле нашел время для того, чтобы спеть пару вокальных партий у друзей в группе The 69 Eyes в пяти песнях для их альбома “Wasting the Dawn”.
Наконец, HIM нашли то, что они искали: новым ударником стал Мика Карппинен, который приколол себе бейджик с именем Гас Липстик.
С местной группой Kyyria он уже достиг определённого уровня известности в Финляндии, и с 1971-м годом выпуска является самым старшим членом группы. С ним вместе HIM стали укомплектованными и могли вновь приступать к работе. Два года прошло с момента выхода “Greatest Lovesongs Vol. 666”, и настало время записать что-то новое.
Вилле: “Уже во время немецкого тура мы работали над песнями для нового альбома, и поэтому нам надо было протестировать материал вживую, т.к. нам была любопытна реакция зрителей. Кроме того, мы хотели знать, оставляют ли песни в живом исполнении хорошее впечатление, ведь, на самом деле если они хорошо звучат в студии, то в живом исполнении всё может быть далеко не так”.
У них уже было представление, как должен звучать альбом, и на полках громоздились новые песни, пока в начале 1999 года все не началось по-настоящему. Они встретились в обновленном составе в студии Finnvox в Хельсинки и затащили, вместе с Хиили, свои инструменты в студию. Коней на переправе не меняют, можно сказать, но в этот раз все пошло не так, как ожидалось.
Дебютный альбом и, в первую очередь, сингл “When Love and Death Embrace” уже показали, что песни HIM не заканчиваются автоматически после трех минут, напротив. Для нового альбома у Вилле, который пишет большинство песен и текстов в компании самого себя, был похожий расчет. Он был осведомлен об ожиданиях, которым подвергалась группа.
Вилле: “Существовали ожидания, но для меня в этом не было никакой проблемы, гораздо больше для лейбла, чем для меня. Как музыкант я могу только стремиться, по возможности, в меру моих знаний и убеждений, так сказать, писать и записывать песни хорошо. И в этом случае нужно нести ответственность только перед самим собой”.
Тем не менее, во время записи нельзя было пропустить зажигательную искру. Группа, должно быть, зашла в тупик, и к тому моменту, когда фанаты уже начали спекулировать информацией о том, когда же альбом появится, неожиданно разлетелось сообщение: HIM будут еще раз полностью записывать альбом.
Причина решения записать по-новому была абсолютно прагматичной – они попросту были недовольны результатом, несмотря на время, которое они затратили. Вилле рассказывает, что они “при первоначальной записи испытывали ощущение, что из песен не был получен самый максимум”.